Печать

Актуальная икона

 

Герой известного детского мультфильма, сетуя на неудачи многих своих предприятий, откровенно признавался: «Деньги-то у нас есть. У нас ума не хватает…». Проблема до боли знакома каждому русскому человеку. И хотя признаться в нехватке ума решались немногие, эта извечная российская беда не могла не найти отражения в русской церковной культуре.

В Никольском кафедральном соборе есть небольшая копия малоизвестной до последнего времени икона Божией Матери «Прибавление ума». Этот образ Пресвятой Богородицы, окруженной странным одеянием, напоминающем священническую фелонь, кажется очень непривычным и наводит мысль о необычном происхождении иконы.

Ни один из русских и греческих иконописных подлинников не содержит каких-либо аналогов этого образа, так же как ни один достоверный источник ничего не сообщает об обстоятельствах и времени его прославления.

Известный русский ученый Николай Павлович Кондаков в многотомном исследовании о русской иконе, изданном в Праге в начале 1930-х годов, высказывает убедительное предположение о том, что образ «Прибавление ума» является списком с почитаемой по сей день Лореттской статуи Божией Матери.

Вырезанная из черного дерева, статуя Богоматери покрыта вызолоченным металлическим футляром, к которому благочестивые католики понавесили за несколько столетий множество золотых и серебряных фигурок, изображающих всевозможные исцеленные органы. Лореттская статуя помещена внутрь крошечного домика, над которым в 1464 году при папе Юлии Втором была выстроена обширная церковь. Столетием раньше в Западной Церкви распространяется предание о том, что Лореттская храмина – дом Пресвятой Богородицы в Назарете, где произошло Благовещение. По преданию, в этом домике апостолом Иаковом была утроена церковь, обновленная позднее царицей Еленой. После окончательного завоевания Святой Земли мусульманами, назаретская храмина чудесным образом оказалась в Сербии, а затем, после множества чудотворений, оказалась в Италии. В этой храмине и была, якобы, обретена Лореттская статуя.

Достоверность приведенного повествования, по мнению большинства церковных археологов, более чем сомнительна. Однако почитание Лореттской статуи к началу 16 столетия широко распространилось. Поклонялись ей и охочие до всякой святыни вездесущие русские паломники. Средневековая русская «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны» рассказывает о посланниках Великого князя Василия Ивановича, посетивших Лореттскую храмину в 1528 году. Вероятно, в это же время первые изображения Лореттской статуи появились в России.

Западная Европа, которая никогда не жаловалась на недостаток ума, не связывала с Лореттской статуей какого-то специального дара. Известное нам название принадлежит только русскому иконописному списку, но не самой статуе.

Образ «Прибавление ума» широкого распространения не получил, оставаясь до последнего времени достоянием любителей церковных редкостей. В этой любительской, возможно старообрядческой среде и возникло сказание, которое объясняет столь непривычное название иконы.

Во времена патриарха Никона некий благочестивый иконописец был совершенно сбит с толку разночтениями в церковных книгах. Не решаясь присоединиться к раскольникам, и в то же время опасаясь принять никоновы нововведения, несчастный иконописец был близок к помешательству. По его молитве явилась Божия Матерь, которая заповедала ему написать Ее образ таким, какой он Ее увидел. По мере завершения работы сознание художника, едва не потерявшего рассудок, постепенно прояснялось. Написав икону, он назвал ее «Прибавление ума».

Нынешние российские реформы угрожают рассудку всякого здравомыслящего человека не меньше, чем нововведения патриарха Никона. Государственные мужи то и дело жалуются на недостаточное финансирование, находя в этом главную причину постоянных своих неудач. На недостаток ума не жалуется никто.

Софринское художественно-производственное предприятие Московской Патриархии давно наладило широкий выпуск образков «Прибавление ума». Было бы неплохо вручать сей образ каждому должностному лицу: министру, депутату Государственной думы и всем остальным, включая губернских и муниципальных чиновников, которым «Прибавление ума» необходимо не менее, чем компьютер или служебный автомобиль.

 

Протоиерей Алексий Кузнецов

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова