Печать

Пост — не цель, а средство (история и смысл Рождественского поста)

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается по 6 января (по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе так же, как и Великий пост, — Четыредесятница. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по новому стилю), то этот пост называют также Филипповым. Об истории и смысле Рождественского поста нам рассказывает сегодня Наталья АДАМЕНКО, прихожанка камышинского Никольского кафедрального собора, преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христианского института.

— Наталья Александровна, когда и почему был установлен Рождественский пост?

— Рождественский пост установлен Церковью для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли встретить явившегося в мир Сына Божьего. По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост, как и другие многодневные посты, возник в первые века христианства. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был строгий однодневный пост накануне праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века, и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Продолжительность Рождественского поста и его строгость значительно отличались в разное время и в разных Поместных Церквях. И вопрос об обязательности этого поста обсуждался в течение нескольких столетий. Даже в IX столетии необходимость этого поста для всех еще оспаривалась, основанием чего было утверждение, что данный пост имеет не апостольское, а монашеское происхождение. И, действительно, впервые Рождественский пост в исторических источниках упоминается только с IV века. Тогда он длился неделю перед Рождеством, и лишь после реформы в 1166 году Константинопольского патриарха Луки стал сорокадневным. И соблюдение его во всем объеме тогда считалось обязательным лишь для иноков, мирянам же позволялось сокращать его до семи предрождественских дней. По всей видимости, лишь к XIV веку этот пост приобрел обязательность для всех.

— А каковы правила Рождественского поста? Отличается ли он от остальных многодневных постов?

— Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, примерно такие же, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и масло, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — во вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и масло. Со 2 по 6 января пост обычно усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу не едят.

Важно всегда помнить, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит, а является своеобразной диетой. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — призывает Церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел и привычек, прощением обид, с исключением пустых развлечений. Пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не количество и качество пищи, а борьба со страстями.

Из истории древней Церкви мы также знаем, что именно в праздники Пасхи и Богоявления раньше совершалось крещение взрослых катехуменов (оглашаемых), которые готовились к этому важнейшему событию своей жизни 2–3 года, проходя тщательную катехизацию. Как отмечает протопресвитер Александр Шмеман: «Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви — Тела Христова».

Сегодня после торжественных Царских часов на вечерне Рождества Христова читается восемь библейских чтений — паремий, с пророчествами о воплощении Сына Божьего и о Его спасительном подвиге. В это время в древности совершалось Крещение. На Рождественской Литургии вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: аллилуиа» («Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Аллилуия!»), потому что в древности именно в этот момент в собрание верных входили новокрещенные, чтобы первый раз участвовать в Литургии и причащаться. Именно оглашаемые, «избранные» к Крещению, «просвещаемые» светом познания Христа, в дни Рождественского поста усиленно постились и молились, проходили экзорцизмы и слушали специальные поучения перед своим Крещением. Вместе с ними постилась и молилась вся церковь, всё собрание верных, в которое после Крещения входили новокрещенные братья и сестры. Сохранившиеся древние элементы богослужения, связанные с Крещением, помогают сейчас участвующим в них христианам вспоминать свое собственное крещение. Ведь оно является не только одномоментным актом, но и длящимся всю жизнь процессом возрождения и обновления нашей собственной жизни в Церкви.

— Пост — это же еще и время особого усердия в делах милосердия, так?

— Да, ещё одна причина соблюдать многодневный Рождественский пост – это желание сэкономить на еде и развлечениях, чтобы появилась возможность пожертвовать что-то неимущим. Сейчас стремление экономить ради благотворительности встречается редко, хотя эта причина для поста была очень распространена в древности.

Например, в известном произведении ранней христианской литературы II века «Пастырь Гермы» (или Ермы) есть интересное описание практики поста в христианской общине: «Этот пост при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный. Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу <...> Если ты соблюдешь это с детьми своими и со всеми домашними твоими, то будешь блажен; и все, кто только соблюдут это, будут блаженны и что ни попросят у Господа, все получат». Думаю, что для многих православных христиан такое сугубо практическое понимание поста будет выглядеть несколько неожиданным, но всё же не лишенным смысла. В многодневные посты можно на чем-нибудь существенно сэкономить (на еде, на развлечениях) и затем отдать деньги нуждающимся.

— Как Вы думаете, Наталья Александровна, нужно ли соблюдать пост?

— В современном мире мы постоянно чем-то заняты, и не можем выбраться из круговорота событий, который нас захватывает и несет по жизни. Часто в связи с этим мы оставляем на потом наше собственное, личное общение с Богом в молитве. Пост – один из способов перенаправить наше внимание к Нему, а также вспомнить о нашем долге перед ближними, которых мы призваны любить и которым призваны помогать. Соблюдать Рождественский пост строго или не строго, или вовсе не соблюдать — это личное дело каждого. Думаю, никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Как не стоит отказываться от еды и развлечений лишь для того, чтобы казаться праведными перед людьми.

Информационная служба
Никольского кафедрального собора г. Камышина

Фото из открытых интернет-источников

Комментарии   

 
+1 #1 Валерия 04.12.2014 07:43
Большое спасибо за публикацию о Рождественском посте!
К сожалению, нередко от нас ускользает смысл поста, сводясь лишь к отказу от некоторых видов пищи. В то время как пост - светлое и радостное, действительно "веселое время" духовного обновления жизни.
С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова