Печать

Введение во храм Пресвятой Богородицы: благодарение и хвала

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати (или двунадесяти, поэтому ещё называется двунадесятым) великих церковных праздников, посвященный важнейшим событиям жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. О нем нам рассказывает Наталья АДАМЕНКО, прихожанка Никольского кафедрального собора г. Камышина и преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христианского института.

 — Что мы празднуем 4 декабря?

— В этот день мы празднуем приведение Марии Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу, что они пообещали сделать ещё до Её рождения. Это событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из апокрифических текстов — «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II века) и Евангелия Псевдо-Матфея (IX век), которые отражают древнее устное предание, записанное позже, чем Евангелия. Позднее они были дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение: торжественное перенесение в Иерусалим Ковчега Завета (см. 1 Пар. 15), Бракосочетание Царя (см. Пс. 44), а также евангельская история Сретения (см. Лк 2. 22–38).

По этому церковному преданию, когда Пресвятой Деве исполнилось три года, Её  родители Иоаким и Анна решили выполнить свое обещание и посвятить Дочь на служение Богу. Торжественно, собрав родственников и знакомых, одев Марию в лучшие одежды, с пением псалмов и с зажженными свечами в руках они привели Девочку в Иерусалимский храм. Там Её встретил первосвященник Захария со множеством священников. 

На иконе праздника мы видим, что у входа во храм стояли и юные девушки с зажженными светильниками, встречавшие Марию. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, сама поднялась по крутым ступеням храма (по преданию их было пятнадцать) и была встречена и благословлена первосвященником. По особому откровению Она затем, как одушевленный Ковчег Божий (см. 1 Пар. 15), была введена первосвященником во Святая Святых Иерусалимского храма, куда имел право входить только сам первосвященник один раз в год. Этим таинственным действием была символически явлена Ее особая роль в судьбе человечества. 

— Почему это событие было важным в жизни Богородицы?

— Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Девы Марии — жизни при Иерусалимском храме вместе с другими благочестивыми девами. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много помещений, в которых жили посвященные на служение Богу, а также сироты и вдовы. 

Живя при храме, Мария посвящала Себя изучению Священного Писания и рукоделию, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. По преданию, когда Ей исполнилось 12 лет (в том время этот возраст считался временем совершеннолетия), Она решила сохранять девство и не выходить замуж, но в то время одинокой девушке (родители Её к тому времени скончались) было невозможно жить одной, без семьи. Поэтому, чтобы не нарушать обычаев, она была обручена с Иосифом, бедным плотником из Назарета, который, тоже происходил из рода царя Давида, как и родители Марии. 

— Когда в Церкви был установлен этот праздник?

— Относительно других — поздно. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII столетии этот праздник был отмечен в некоторых месяцесловах, но тогда праздновался без особой торжественности. В том же VIII веке патриархи Константинопольские Герман и Тарасий произносили гомилии на Введение, которые сохранились. Это свидетельствует о праздновании Введения во храм в Константинополе того времени. Примерно с IX столетия праздник получил широкое распространение на Востоке. При этом статус праздника Введения постепенно повышался, и после XIV века в Православной Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых праздников.  

— Каков смысл этого праздника? Как его праздновать? 

— Прежде всего, нам нужно учиться быть благодарными тем, через кого мы получили дар вечной жизни. Святитель Григорий Палама в своем слове на этот праздник призвал всех верующих воздать Богородице в этот день благодарение и хвалу: «Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блаженно чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам бессмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм — во Святое святых». 

А ещё этот праздник напоминает нам о наших обетах, которые мы все принесли Богу во время нашего Крещения или сами, если крестились взрослыми, или их принести наши крестные за нас, если мы были крещены младенцами по вере наших родителей. Ведь эти обеты, в которых христианин обещает Богу отрицаться (отвергаться) Сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, нам нужно соблюдать всю последующую жизнь. Суть крещальных обетов — обещание Богу доброй совести и праведной жизни по Его заповедям. Но эти обеты не только забываются христианами, но многие вообще ничего не знают о них, или не воспринимают эти слова из чина Крещения, как обеты. 

Время поста как нельзя лучше подходит для того, чтобы обновить наши обеты Богу и исправить нашу жизнь через покаяние. Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм не случайно находится в начале Рождественского поста: начиная с праздничной службы Введения в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие нас к Рождеству Христову.

Информационная служба 

Никольского кафедрального собора г. Камышина 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова