Печать

Великий пост — это время, когда мы все учимся быть свободными от греха

Что такое – Великий пост? Какова история его появления в нашей православной традиции?  Каков его смысл и каковы духовные плоды этого поста?

Мы уже привыкли к тому, что в церковном календаре есть посты и праздники, и для многих православных христиан является открытием, что формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с устроением церковной жизни.

Начало Великого поста можно увидеть в строгом однодневном пасхальном посте, который во II веке совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, в III веке он мог длиться от одного дня до целой недели. Иногда встречался и 40-часовой пост, состоявший в полном воздержании от пищи, который соединял в себе два основных смысла Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4:1–2; Мк 1:12–13; Лк 4:1–2) и подготовку к празднику Пасхи.

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Практика строго поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I веке, а примерно ко II-III векам в Церкви распространился обычай совершать Таинство Крещения в пасхальную ночь. В первые века христианства христианских семей было мало, и крестились, в основном, взрослые, которым был необходим особый период достаточно серьезной подготовки к достойной христианской жизни — оглашение, или катехизация. Крещение и прием в христианское собрание новых членов было самым большим праздником в поместной общине христиан. Поэтому совершалось Крещение один раз в год в самый большой праздник — на Пасху, а позже ещё и на Богоявление, за исключением особых случаев, когда оглашаемые попадали в смертельную опасность, — тогда их крещение совершали, не дожидаясь праздников.

К концу IV – началу V веков уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему, отличались и правила поста. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного поста породил разнообразные традиции согласования этих двух установлений. Церковные историки в V в. пишут: «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно три седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост шесть седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за семь седмиц… и постятся только три пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа (т.е. до 15 ч.), вкушают потом всякую пищу». Обязательность Великого поста для всех христиан была закреплена 69-м Апостольским правилом в конце IV века.

Из источников древнехристианской письменности мы знаем, что во многих местах в III-IV веках катехумены, готовящиеся к крещению, примерно сорок дней перед Пасхой проходили очень интенсивную подготовку, включавшую пост, бдения, молитвы, экзорцизмы и огласительные поучения (беседы). Причем, в большинстве случаев такая подготовка к Крещению начиналась за месяцы и даже за годы до этого, но в эти последние недели приобретала особую интенсивность и аскетический характер и представляла собой строгий пост, т. е. воздержание от пищи, развлечений, супружеской жизни, и особые усилия в молитве и милостыне (например, разницу между обычной и более дешевой постной пищей жертвовали неимущим). Вместе с оглашаемыми часто постились и кающиеся христиане, отлученные от церковного общения за серьезные грехи (в том числе они были отлучены от участия в Таинстве Евхаристии). Именно перед великими праздниками совершался торжественный чин прощения кающихся и воссоединения их с Церковью.

По чувству братской любви в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие их поручители (крестные) и катехизаторы, их родные и друзья, а затем — и все христиане поместной церкви. Об обычае поститься с оглашаемыми говорят нам тексты II века. По словам святого Иустина Мученика, обращающихся в христианство «учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними» (Апология 1.61).

Великий пост всегда был особым временем для церкви — временем покаяния, прощения и солидарности с кающимися членами церкви. Вся община принимала участие в сорока днях поста, бдений, молитв и научений, которые проходили оглашаемые. Поэтому Великий пост ежегодно был важным духовным событием и в личном опыте каждого христианина, и временем духовного научения для всей церковной общины в целом. Как отмечает епископ Диоклийский Каллист (Уэр): «Верующие ощущали, отнюдь не теоретически, но с острой непосредственностью, что они — члены друг другу в одном Теле, и радости и страдания каждого есть радости и страдания всех (см. 1 Кор 12:26). Поэтому происходило так, что многие верные были непосредственно вовлечены в то, что делали катехумены. Они также хотели принимать участие в последнем периоде подготовки катехуменов, так что, когда наступала пасхальная ночь, они могли обновить собственные крещальные обеты вместе с крещаемыми».

Единство всей церкви в этом покаянном усилии заметно в богослужебном строе всего великопостного периода. Протопресвитер Александр Шмеман, историк и литургист, в своей книге «Великий пост» описывает эту глубинную связь Великого поста и оглашения на примере чтений из Апостола и Евангелия на литургиях в великопостные воскресения. Приведем небольшой отрывок из этой книги.

«Эти чтения действительно составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения; они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, исполнения которого сами они не увидели. Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами (Евр. 11,24—26, 32—40; 12,2): "...И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее". Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья (Иоанн 1,43—51): "...увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, — вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетований, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и, если примете подвиг.

Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье (Евр. 1,10; 2,3): "...Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?" В Евангельском чтении второго воскресенья (Марк 2, 1—12) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: "...Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои".

В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении (Марк. 8,34; 9,1): "...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" С этого воскресенья в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход "во внутреннейшее, за завесу", т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4,14; 5,6; в четвертое воскресенье: к Евр.6,13—20; в пятое воскресенье: к Евр. 9,11—14), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: "... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его..." (Марк 9,17—31) и Его Воскресение: "...и в третий день воскреснет" пятое воскресенье: (Марк 10,32—45). Приготовление к великому таинству, оглашение, заканчивается, и решительный час, когда человек войдет и присоединится к Смерти и Воскресению Христа, приближается».

Все богослужения Великого поста рассчитаны на усиленное просвещение оглашаемых и помощь кающимся, на действенную помощь им в покаянном усилии исправления жизни по воле Божьей. Дополнение этих богослужений монашеским опытом, что произошло несколько позже, лишь усиливает этот акцент. Оглашаемым бывает очень непросто делать последний и решительный шаг в церковь, поэтому вся община верных заботится о том, чтобы им помочь, быть духовно вместе с ними. Воплощение именно такого, очень традиционного, смысла Великого поста, к сожалению, сейчас встречается редко, но тем не менее оно есть в Православной Церкви и постепенно возрождается. Например, в некоторых епархиях возобновляется традиция совершения особых, торжественных Крещальных Литургий в великие праздники, на которых епископ крестит взрослых людей, прошедших катехизацию, и в которых участвуют вся община верных.

Великий пост — это ежегодная возможность для всех нас заново осмыслить центральную роль Крещения в опыте нашей христианской жизни и призыв к обновлению наших собственных крещальных обетов. Но не только к этому. Великий пост есть нечто большее — это всегда обращение к нашей совести с вопросом: «Что я лично делаю, чтобы привести других к покаянию и вере?». На Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой по средам и пятницам во время поста, есть момент, когда священник во время ветхозаветного чтения выходит с зажженной свечой в руках и громко возглашает: «Свет Христов просвещает всех». Мы радуемся, что этот Свет Христов просвещает нас, но болит ли наше сердце о тех, кто не знает Христа? И являем ли мы им добрый пример христианской жизни? Ведь для того, чтобы наши слова о Христе были убедительными для неверующих, нам самим нужно жить так, как Он призывает, подражая Ему.

Великий пост — это время, когда мы все учимся быть свободными от греха, когда мы используем нашу человеческую свободу, чтобы выбирать только то, что угодно Богу — молитву, воздержание, милосердие. Подобный выбор подразумевает послушание воле Божьей и дисциплину как способность обуздать свои греховные привычки, а также самоотречение как возможность жертвовать собой и своим ради спасения ближнего.

Великий пост, таким образом, прямо связан с крещением и свидетельством о вере. Он предполагает новое осознание нашего посвящения Богу в Крещении, обновление нашего христианского призвания. Пусть он и станет для нас таким особым и радостным временем — временем покаяния, временем ответа на призыв Божий, временем свидетельства о Христе и Его Любви.

Наталья Адаменко

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова