Печать

Заступник или судья? Чудеса святителя Николая на Руси

22 мая Церковь празднует память самого почитаемого на Руси святого – святителя Николая Чудотворца. Чудо «Зоиного стояния» известно хорошо, но похожие истории происходили и раньше

Грозные чудеса святителя Николая

Исторических сведений о свт. Николае сохранилось немного, лишь в последнее десятилетние в России появилось научное издания жития святителя Николая, которое было издано Александром Бугаевским. Но с самого начала русского государства в древнерусских текстах и фольклоре можно найти огромное число упоминаний о святителе Николае.

В этой статье мы почти не будем говорить о фольклорном образе святого, о котором блестяще написал Борис Андреевич Успенский, а попробуем остановиться на анализе тех чудес святителя Николая, которые можно найти в древнерусских памятниках и монастырских хрониках.

В житиях и летописях слово “чудо” воспринималось не совсем так, как его воспринимаем мы. В современных православных брошюрах можно найти рассказы о том, как по молитве к святителю Николаю быстро подошел автобус, человек устроился на хорошую работу или отыскал давно утерянную книжку.

Разумеется, все эти случаи для верующих связаны с помощью святителя Николая, но у агиографа или летописца были иные задачи. Чудеса от чудотворных икон и других святынь фиксировались в качестве доказательства или аргумента при прошении.

Зафиксированная явная помощь от святителя Николая давала возможность построить храм или монастырь в его честь, а также официально объявить икону чудотворной.

Древнерусские книжники и священники скорее выступали в роли своеобразных «адвокатов дьявола», борцов с народными суевериями и излишней экзальтацией.

Святитель Николай Чудотворец. Икона начала 19 века, мастер Гавриил Ефимович Фролов.

Это привело к тому, что чудеса святителя Николая обычно связаны с неизлечимо больным человеком, с чудесным явлением иконы, спасением от смерти или ужасающей стихии.

При этом образ святителя в древнерусских текстах двоится – он не только скорый заступник, но и грозный каратель тех, кто его не почитает или нарушает клятвы.

В Чтении о житии и о погублении и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба можно найти историю о бедной крестьянке, работавшей на 22 (9 по старому стилю) мая. Ее односельчане ушли в храм, а она осталась обрабатывать свой участок. Вскоре ей явились трое святых: два юноши (благоверные князья Борис и Глеб) и старичок (свт. Николай).

nikolay_mirlikiyskiy-10Святой Николай Чудотворец с избранными святыми по ковчегу и полям – Св. Апостолом Павлом и Св. Преподобным Иоаном. Икона первой половины 19 века, Вятка, Россия.

Юноши укорили женщину за работу, та не вняла их предупреждению, и тогда святитель Николай произнес: ««Что вы говорите с ней? Разбросайте ее дом». И приблизились юноши, и разметали дом ее до половины, а старец взял ее за правую руку и выбросил вон из дома с такой силой, что она сделалась как мертвая».

Паралич продолжался до тех пор, пока женщину не отнесли к храму святого Николая, а окончательно она исцелилась после молитвы к Борису и Глебу еще через некоторое время.

Отметим, что «жестокое» для нас поведение святителя на самом деле является вариантом житийного топоса. Святые часто наказывают тех, кто пренебрегает ими. В народном житии святого великомученика Георгия есть история про купцов, которые съели пирог, принесенный в жертву святому. Двери маленького храма не открылись до тех пор, пока богатые люди не отдали очень значительные суммы на его восстановление.

Если же вернуться к святому Николаю, то есть еще как минимум два сходных случая, когда святитель наказывает грешницу.

Первое известно настолько широко, что стало основой для художественного фильма. Речь идет о «Зоином стоянии», которое произошло в 1956 году в Самаре. Молодая девушка, у которой под Новый год не было партнера для танца, решила сплясать с иконой святителя Николая. В результате она окаменела и неподвижно простояла 128 дней.

Никола Можайский, деревянная скульптура кон. 18 – начало 19 вв., Пермская государственная художественная галерея.

Вторую историю сейчас почти никто не знает: «В 1878 году, мая 21 дня, когда чудотворный образ святителя Николая, с разрешения Его Преосвященства, носили в село Власовское, Егорьевского уезда, в дом болящего крестьянина Петра Богомилова, и от него возвращались в монастырь чрез деревню Бодагову, в этой деревне крестьянка Мария Петрова, по чувству раскольнического фанатизма, хулила святой образ Угодника Божия, называя его истуканом и обгорелой чуркой вслух;

тогда ночью под 22 мая в ее доме открылся внезапно пожар, сама хульница, хотя осталась живой, но вся обгорела, сделавшись как бы бездушною чуркой, и была около двух недель в умопомешательстве.

Все живущие в этой деревне, равно и прочие, слышавшие хулу на угодника Божия, относят это событие к видимому наказанию хульницы за ее оскорбление церковной святыни». В конце концов раскаявшаяся женщина получила исцеление.

Святитель Николай Чудотворец. Икона 1782 года, Урал, Россия.

Еще одна традиционная тема в чудесах святителя Николая связана с помощью путешественникам. В «Повести временных лет» можно найти историю о «Николе Мокром», который спас ребенка, выпавшего из лодки в то время как родители плыли на поклонение его образу.

В более поздних сказаниях святой часто спасает людей, столкнувшихся с нехристианскими народами России: татарами, калмыками. Как правило, святитель чудесным образом наводит на язычников страх и после их побега освобождает пленника или человека, столкнувшегося с ними в безлюдном месте.

Никола_Отвратный“Никола Отвратный”. Икона 18 века, Москва. Главным отличием от других, более традиционных, иконографических изображений этого святого является то, что в данном случае его лицо несколько развернуто («отвращено») по отношению к фигуре налево, а глаза, напротив, обращены направо. Таким образом достигается эффект, при котором лик иконы как бы «смотрит» на левое плечо зрителя (за которым, как принято считать, стоит бес). Еще одно отличие от традиционных — то, что книга (Евангелие) в левой руке Николая не открытое, как обычно, а закрытое.

Вот тебе и добрый «дедушка-Никола»!

«Воинственность» святителя Николая в этих историях, разумеется, связана с его именем (Николай-победитель).

Образ святого как заступника целых городов связан с подмосковным городом Можайском, где впервые появилась икона святителя с мечом в одной руке и храмом, обнесенном стеной, в другой.

В монастырских текстах можно найти и эпизоды, выходящие за рамки традиционного агиографического канона, которые могут вводить даже в некоторый соблазн неподготовленного читателя: «В 1793 году недалеко от монастыря случился лесной пожар. «Пламя, гонимое сильным ветром, быстро охватило лесные дачи одну за другою и скоро достигло Радовицкого монастыря. Окруженный со всех сторон лесом, он был в явной опасности сделаться жертвою этого огненного разлива.

111743Никола Можайский с житием. Икона второй половины 16 века; Русский Север.

Настоятель созвал братию к чудотворному образу святителя Николая на молитву о защите от угрожающей беды. Все пали на колена и со слезами умоляли милостивого и скорого в бедах защитника сохранить обитель от беды, угрожающей ей.

В это самое время, говорит монастырский летописец, огонь, не доходя монастырской усадьбы саженей на пятьдесят, уклонился от монастыря в правую сторону к окрестным деревням с такою быстротой, что жители их никакими средствами не могли остановить этого огненного разлива на несколько десятков верст: братия и жители села Радовиц увидели, что их от огня спас великий чудотворец, святитель Николай, и искренно все благодарили его за явленную им милость».

Если понимать этот текст буквально, то получится, что святитель Николай спас одних христиан, ценой разорения и смертельной опасности для других.

Однако, если посмотреть на традиции древнерусского и европейского средневекового описания, то в этой истории нет ничего крамольного.

nikola329Никола Можайский, деревянная скульптура 18 века; Вологда, Россия.

Мы спокойно празднуем день Покрова Пресвятой Богородицы, когда Константинополь был защищен от нашествия грозных русов – наших предков, читаем историю о том, как новгородская икона «Знамение» спасла город от нашествия войск Андрея Боголюбского, где тоже была православная икона. Для древнерусского книжника такие чудеса – свидетельство, что одни православные молились усерднее других, а потому Бог их и услышал.

Святитель Николай. Современная икона; Палех, Россия.

Понятия справедливости или несправедливости происходящего не волновали авторов монастырских хроник, стремившихся зафиксировать покровительство святого именно над их обителями. Они противопоставляли сакральное пространство профанному, а потому такие истории свидетельствуют не о жестокости святых, а особом статусе места, где расположена святыня.

К больным всегда милостив

Наконец, самый большой список чудес святителя Николая в древнерусских текстах связан с исцелением больных – слепых, параличных, хромых. Именно эти болезни «лидируют» по частоте в зафиксированных чудесах.

SONY DSCСвятитель Николай. Икона 19 века; Россия.

Этому существует простое объяснение, чтобы Синод или местный архиерей признал чудотворной ту или иную святыню, нужно было предоставить список явных чудес, а такие недостатки, как слепота, хромота, паралич или глухота видны всем окружающим, как правило, сопровождают человека всю жизнь или длительное время. Кроме того, этот традиционный набор агиографических чудес восходит и к евангельским повествованиям, где рассказывается о чудесах Христа.

В результате святитель Николай, как и другие святые, уподобляются Спасителю, читатель житий или монастырских хроник получает назидание и надежду, а светские и церковные власти не могут отказать в появлении новых святынь.

SONY DSCСвятитель Николай. Икона 19 века; Палех, Россия.

Это не означает, что святой не совершал этих чудес. Напротив, в жития и монастырские хроники попадает лишь малая часть исцелений: большинство людей либо не сообщали о помощи святого, либо их чудесное исцеление не было зафиксировано надлежащим образом, ведь до сих пор рассказы о помощи святителя Николая обычно передаются из уст в уста.

Оригинал: https://www.miloserdie.ru/article/zastupnik-ili-sudya-chudesa-svyatitelya-nikolaya-na-rusi/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова