Печать

Введение Богородицы во храм: праздник девства и детства

00003651Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых храма, куда сам первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка

В иконе Введения Богородицы во храм отражена не только хроника события праздника, но и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу.

Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника —  врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.

В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того, чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней. 

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий — «Христос раждается, славите!»

Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.

Прот. Всеволод Шпиллер: «Божия Матерь ребенком была приведена в храм. И этот праздник в Православной Церкви празднуется как праздник детей, не только чистоты девства, но еще и чистоты детства. Редко кому дается в жизни сохранить девство тела. Но, по крайней мере, детскую душу, чистоту детской души мы должны стремиться сохранить в себе.

Сегодняшний праздник нас зовет к этому. И улыбается нам Пречистая Дева Мария своей поразительной, не только приснодевственной, но детскою улыбкой чистоты, такой детской ясности! И блажен тот, кто сумел сохранить в течение своей жизни эту детскую чистоту, ясность и простоту.

«Будьте как дети!» Сегодняшний праздник нам и об этом напоминает».

Подписи к фрагментам иконы:

Главными занятиями Девы Марии с тех пор, как она стала жить при храме, были молитва, чтение Священного писания и рукоделие. Из храма Дева Мария не отлучалась. По преданию, пищу Она принимала от Ангела, — как это изображено в правом верхнем углу иконы.

00003654

Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает исключительную, особую Святой Девы в истории мира.

Вверху иконы мы видим красное полотно, что оно означает на символическом языке иконографии? В древнерусской живописи красное покрывало — велум — символически означает, что действие происходит внутри помещения, в нашем случае – в иерусалимском храме, интерьеры которого мы видим на иконе.

00003655

На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».

00003651(2)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; икона 15 века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фрагмент

3_Vvedenie_Studeniza

Фреска «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из Кралеве церкви монастыря в Студенице (Сербия)

За Иоакимом и Анной изображены иудейские девы с зажженными светильниками, сопровождавшие Марию в храм.

2_Vvedenie_Protat

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска собора Протата в Карее, Афон 13 в. Иконописец Мануил Панселин

1_Vvedenie_Kaxrie_Jamy

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами). Фрагмент, 14 в

Таблетка (икона, написанной с двух сторон холста) «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (16 в.) из собрания музея города Суздаля

800795 01.01.1968 Деревянная икона "Введение во храм", XVI век. Архангельский музей изобразительных искусств. Олег Игнатович/РИА Новости

Деревянная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, 16 в. Архангельский музей изобразительных искусств

12_Vvedenie_GIM_lestniza

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 17 век; икона из собрания Государственного Исторического музея

11_Vvedenie_Etash_Lusier

Картина «Введение Марии во храм» французского художника Эсташа Лесюера 1616-1655 гг. из собрания Государственного Эрмитажа

8_Vvedenie_Djotto

Введение во Храм; Джотто, капелла Скровеньи, Падуя, 1303 г

7_Vvedenie_Severnaya_Dvina

Введение во храм Пресвятой Богородицы, Новгород, 14 в. Из Троицкой церкви села Кривое на Северной Двине

6_ Vvedenie_vo_hram_XVI_Novgorod

Введение Богоматери во храм, с житийными сценами. Новгород, 16 в., Государственная Третьяковская Галерея

10_Vvedenie_Tintoretto

Тинторетто. «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция

2012-04-12-vvedenie-icons-18

Введение Богородицы во храм. Современная роспись Введенского собора Оптиной Пустыни. Как видно, композиция разделена на три части – слева процессия дев со свечами, в центре первосвященник Захария встречает Пресвятую Деву в храме, а справа она препоручается св. Иосифу Обручнику. Фото: Екатерина Степанова

2012-12-04-vvedenie-icons-17

Т.А.Нефф. Введение Богородицы во храм. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора, Санкт-Петербург, 1846-1848 гг.

2012-12-04-vvedenie-icons-16

Икона «Премудрость созда Себе Дом» также называется «Киевская икона Софии Премудрости Божией». Поздняя иконография основывается на тексте из книги Притчей Соломоновых, но в ней можно увидеть и особый акцент на образе Божией Матери как предсказанного пророками «пречистого Храма Спасова, многоценного Чертога и Девы» (кондак Введения Богородицы во храм)

13_Vvedenie_Greziya_17v

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 17 в.; Греция

15_Vvedenie_Xalandar2

Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент); Греция, Афон; 16 в.

14_Vvedenie_Xalandar

Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1320г.; Византия, Афон

Оригинал статьи - https://www.miloserdie.ru/article/vvedenie-bogorodicy-vo-hram-ili-angely-i-cheloveki-vhozhdenie-devy-pochtim/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова