Печать

«Главное в христианской Церкви – это любовь, а не огонь»

Предлагаем вниманию читателей интересную беседу о Благодатном огне, паломничестве и отношении к святыням с бывшим начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым), ныне настоятелем храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.

 

Печатается в сокращении. Ссылка на исходный материал тут.

- Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. Среди них самое главное – это чудо схождения Благодатного Огня, поэтому многие специально стремятся сюда на Пасху, чтобы присутствовать в Великую Субботу в храме Гроба Господня. Вот, одна паломница пишет: «Мы с дочкой приехали на Пасху, чтобы увидеть Благодатный Огонь, но, к нашему глубокому разочарованию, на схождение Огня попасть так и не удалось. Мы пришли в храм Гроба Господня еще в Великую Пятницу, заняли место и почти целые сутки пробыли там. А под утро израильские солдаты силой вытолкнули нас не только из храма, но и из Старого Города. Лишившись возможности приобщиться благодати Святого Огня, мы ни с чем вернулись домой. Отец Исидор, посоветуйте, как нам попасть на Огонь в следующий раз?» Это одновременно и вопрос, и разочарование, и претензии.

– Я бы ответил на это так: сейчас, после десятилетий подавления веры в России, духовная жизнь понемногу начала возрождаться, стала доступной всем, но у многих верующих нет церковной культуры.

Понятно, что нужно стремиться к святыне, нужно стремиться в храм, приходить туда на праздники, совершать паломничество – все это правильно. Но не имеющие церковной культуры люди многое путают: например, в престольные праздники приходят исповедоваться, что недопустимо. В престольный праздник надо совершать красивое богослужение, приобщаться Святых Христовых Таин, принимать гостей, общаться с паломниками, с прессой, но уж никак не исповедовать толпы прихожан. Люди этого просто не понимают, и это явный признак отсутствия духовной культуры. Никто в день свадьбы сына не стирает белье и не переклеивает обои.

У новоначальных христиан немало странных, экзальтированных желаний и заблуждений, например, «венчаться хорошо бы в Иерусалиме, а креститься лучше в самом Иордане». Венчаться и креститься надо в своем приходском храме, как это было до революции. Венчание в те времена проходило только в храме жениха или невесты, к которому они были приписаны.

Так же и праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя, ведь здесь есть люди, которые нуждаются в нашей заботе: старики, дети, заключенные, больные. К тому же, это праздники тихие, спокойные, они не должны быть перегружены никакими путешествиями, паломничеством или тяжелыми хозяйственными делами. Как раз в своем приходском храме мы имеем наибольшую возможность спокойно помолиться и не сталкиваться с огорчительными сюрпризами, которые таит в себе путешествие.

А это – современное псевдоцерковное убеждение, что в эти праздники надо куда-то поехать – в самую толпу, в самую гущу событий. Понятно, что всех тех, кто на это решится, ждет разочарование.

Современные транспортные средства позволяют нам быстро и свободно передвигаться по миру, но надо быть рассудительными, о чем нас и просят святые отцы Церкви. Радость пасхальная – прежде всего тихая. В тихости Великой Субботы – наше воспоминание о Христе, лежащем во Гробе. В этот день мы поем на Литургии: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Вот это мы должны иметь в виду. А взять и под Пасху куда-то ринуться, в другую страну, где нас ждут таможни, гостиницы, автобусы, изменение климата и времени, толпы таких же жаждущих?…

Храм Гроба Господня не такой уж и большой (в некоторых провинциальных городах России кафедральные соборы гораздо больше), а все хотят попасть внутрь: греки, арабы, армяне, грузины, паломники со всей России, Украины, Беларуси, Молдовы, из Америки – все едут, но войти может лишь определенное количество человек.

Я считаю, что в праздничные дни не нужно за особой благодатью ехать за тридевять земель. Пасху надо встречать у себя. А поклониться святыням Святой Земли можно в более спокойные дни – и искушений меньше, и различного рода ограничений. Кроме того, это прекрасный способ продлить для себя праздник Светлого Христова Воскресения. Ведь предстоя Живоносному Гробу Господню мы в любой день года поем «Христос Воскресе!»

– Отец Исидор, но ведь Благодатный Огонь сходит только раз в году, и именно на православную Пасху, поэтому многие приезжают в Иерусалим как раз в эти дни, чтобы увидеть чудо. Что может быть привлекательнее для паломников, чем Благодатный Огонь?

– Это, действительно, привлекает и обычного паломника, и паломника экзальтированного. Но в то же время, наши великие святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский и не помышляли ни о каком Благодатном Огне, служили у себя в скиту или в монастыре службу, положенную церковным уставом. Нужно понимать, что цель жизни христианина и радость Церкви христианской, православной – прежде всего в том, чтобы соединиться с Богом.

А это возможно через добрый поступок, через прощение обид, через жертву, которую человек принес в храм или отдал бедному, через любое доброе дело, молитву, церковное таинство. Поэтому и храм у нас может быть в любой пещере, в дремучем лесу, в пустыне, в мегаполисе, в Антарктиде и молиться мы можем в любом месте. Почему у людей появляется потребность в такие напряженные и в физическом, и в духовном смысле дни лезть именно в самую гущу?

А потом, ведь чудеса происходят в Церкви очень часто. В храме утром совершается Евхаристия – это таинство, когда освящаются хлеб и вино и по молитве верующих и священнодействию священника прелагаются в Тело и Кровь Христовы. И мы причащаемся этих Божественных Таин. Что может быть выше этого Чуда и что нас может ближе приобщить к Божеству, как не Причастие, ведь сказано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56).

Посетить Иерусалим и храм Гроба Господня в Великую Субботу, когда совершается богослужение Святого Света, не является обязательным условием для спасения человека. Для многих это некое духовное развлечение, а порой и нездоровое любопытство. Если обратиться к богословам древности и наших дней, то выясняется, что искание чуда есть полное заблуждение в духовной жизни.

Надо искать чистоты сердца, надо искать, прежде всего, покаяния, правильной и искренней молитвы, надо искать, кому я могу и должен помочь из тех, кто рядом, из тех, кому живется хуже, чем мне. А искать чуда – это из области фокусничества. Все святые отцы и подвижники предупреждали, что надо бегать чудес, т.е. избегать их. И только человек духовно неграмотный может бегать за чудесами.

Поэтому при нашей гордости искание чуда – это дурной тон, это, опять же, духовная невоспитанность или просто праздное любопытство, которое ведет человека ложным путем.

– Вы знаете, что в Великую Субботу всегда идет прямая трансляция из храма Гроба Господня и все ее смотрят. Вокруг этого события бывает большой ажиотаж. И всегда вопрос ставился ребром: Огонь – это подлинное чудо или естественное и рукотворное явление? Как Вы думаете, правильно ли поставлен вопрос?

– Я считаю, что этот вопрос некорректно кому-либо задавать. Знаю, что неоднократно спрашивали и Святейшего Патриарха Кирилла, и Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила. Помните, в Евангелии Христос обличает фарисеев, искавших знамения? Не этого нужно искать – нужно радоваться о Христе Воскресшем.

Мое мнение нейтральное. Меня вопросы таких чудес не интересуют совершенно. Хотя интересуют и потрясают чудеса другого рода: вот Россия, например, была страной атеистической, и непонятно, что произошло, но люди стали восстанавливать храмы, монастыри, молиться Богу, крестить детей, приходить на воскресные службы, читать, издавать церковную литературу – для меня это настоящее чудо.

Опять же, великое чудо – Евхаристия, которая совершается каждый день в наших храмах и соединяет нас с Самим Христом. Или человек, которого оскорбили, оболгали, оклеветали, а он не стал мстить и простил своим обидчикам – это для меня тоже великое чудо, но подобного рода чудеса почему-то не замечаются.

Так что последнюю точку я поставить не могу. Это вопрос к Иерусалимскому Патриарху, он заходит в Кувуклию, но, опять же, вопрос некорректный. Для меня этот Огонь в любом случае священный. И мне все равно, как появляется этот Огонь. Я не задаюсь вопросом, кто возжег свечи: Бог, Ангел или Патриарх. Храм Воскресения – это место, где в духовном плане постоянно «искрит».

У нас в России тоже есть похожая традиция. На утрени Великого Пятка читаются 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прихожане покупают самую толстую свечу, потому что она должна гореть всю службу – около трех-четырех часов, пока читаются Евангелия. Священники дают людям зажигать свечи от своих, и те после окончания службы бережно несут огонечек домой. Этим новым огоньком возжигают в доме все лампады, которые перед службой обычно гасят.

На Руси давно знали о Благодатном Огне, и когда не могли за ним приехать, вот так приносили в дом огонь Двенадцати Евангелий. Для меня это тоже святыня, в той мере, в какой материальное проявление является святыней по отношению к Божеству, к Духу. Это отражение Славы Божией, Благодати Божией. Это благочестивый обряд.

Поэтому, я думаю, что люди правильно должны понимать, что главное в христианской Церкви – это любовь, а не огонь. А сколько преступлений против любви совершается в храме Гроба Господня в те часы, когда совершается чин Святого Света?! Люди врут, чтобы обмануть охрану и проникнуть в храм любыми правдами и неправдами, кричат, толкаются, оскорбляют друг друга, даже дерутся, ропщут, разочаровываются, теряют молитву, теряют мир в душе.

И не надо осуждать полицию и спецназ – они просто выполняют свою работу, следят за тем, чтобы люди просто не задавили друг друга, чтобы не было национальных и межконфессиональных конфликтов. Все это не совмещается с моим пониманием Великой Субботы. Если нужно ехать за тридевять земель для того, чтобы не молиться, а что-то претерпеть – значит, люди этого хотят.

- Значит, схождение Благодатного Огня – это не церковное Таинство – мы ведь знаем семь Таинств. Можно ли назвать его литургическим чином или традицией?

– Его название так и переводится с греческого языка – «чин Святого Света». У нас есть чин освящения колесницы, чин освящения колодца, чин о Панагии. Это чинопоследование, которое напечатано на бумаге. На нашем сайте будет опубликована та молитва, которую Патриарх читает в Кувуклии. Из ее текста сразу все становится ясно.

Там нет ни слова о конце света, там нет ни слова о том, обжигает огонь или нет. Там говорится о Боге как о Свете и говорится, что «мы совершаем светоявление», иными словами чин Святого Света, точнее и сказать нельзя. Так что нужно только молиться и некорректных вопросов не задавать. И воспитывать в себе духовное понимание всякого вопроса, в том числе и этого.

Беседовал Роман Гультяев

Источник

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова