Сделать пожертвование

 
 

Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху.

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн Креститель.

Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, – потому что он пришёл с проповедью прежде Христа. «Предтеча» со славянского – «предшественник, предвестник».

Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в водах Иордана, Иоанн удивился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 12)  На что Иисус ответил: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15) — в том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел именно такой порядок явления людям Своего Сына.

Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист Матфей, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). Так Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям, – а их на реке Иордан рядом с Иоанном Крестителем собиралось довольно много, – что Спаситель уже пришёл, более того, Он рядом с ними.

Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. (По преданию, Иисус был плотником – но это всего лишь предание, основанное на том, что Его приёмный отец, святой Иосиф, был плотником). Однако именно крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним произойдёт дальше, – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера.

Ведь после этого, буквально на следующий день, к Христу присоединились самые первые Его ученики. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом (Ин. 1, 35-37). «Оба ученика» – это апостол Андрей, названный Первозванным именно потому, что первым пошёл за Христом, и его брат Симон, которого Иисус назвал Петром. По Палестине тут же разнеслась весть о Христе. Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности, – пишет евангелист Лука (7, 16-17). И учеников у Христа с каждым днём становилось всё больше.

А Сам Иисус ушёл в пустыню – Он должен был уединиться, чтобы подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю. В пустыне Христос сорок дней был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни (Лк. 4, 2). Дьявол и его подручные борются за душу каждого из нас, но сложно себе представить – как ожесточённо они боролись за душу Христа. «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк. 4, 3-13).

Таинство Крещения в Православной Церкви почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.

Подготовил диакон Георгий Матвеев

Поиск по сайту

Икона дня

Православный календарь