Печать

История Никольского кафедрального собора

Город Камышин был основан как военная крепость по приказу Государя Московского, царя Алексея Михайловича. Поставили город при впадении в Волгу речки Камышинки в 1668 году. Тогда же на берегах этих рек и начали православные люди прославлять имя Господа Бога.

Самый первый православный храм, построенный в городе-крепости, погиб в огне вместе со всем городом. Такова была воля воровского атамана Стеньки Разина.

Тогда же в новопостроенном городе заложили два православных храма, оба деревянных. Один – во имя Казанской иконы Богородицы, второй, пятиглавый – во имя Святого великомученика Димитрия Солунского.

Пожар, случившийся в Дмитриевске в 1740 году, уничтожил весь город, не пощадив и храмов. Во времена императрицы Елизаветы Петровны взамен сгоревшей Казанской церкви жители города возвели новую, каменную, – во имя Святой Троицы. Закладка храма состоялась в 1748 году, а освятили новую церковь в 1751 году. Она стала первым каменным сооружением в истории города.

Новый Димитриевский храм, тоже каменный, возвели на прежнем месте уже в эпоху Екатерины Великой, однако город Дмитриевск императрица в 1780 году переименовала в Камышин.

Никольский   кафедральный  собор — единственное храмовое здание, уцелевшее в период социалистических преобразований. В екатерининскую эпоху в Дмитриевске (так в XVIII веке назывался наш город) было три хра­ма, и все каменные. В 1773 г., после бывшего морового поветрия (чумы) 1771-1772 годов, запрещено было хоронить при церквях умерших - боялись заразиться. Под кладбище было отведено особое место, на котором 22 марта 1775 г. «при городе на выгонной земле» устроили деревянную часовню с престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Первоначально она была деревянной, в 1824-1825 годах тщанием горожан церковь стала каменной. Камышин теперь украшали четыре каменных храма. Никольский храм был однокупольный, высота алтаря – 5 метров, купольная  часть высотой 13 метров, общая площадь – 339 кв. м., вместимость – 800 человек. Богослужения совершались трехштатным причтом.

В последующие годы в Камышине возвели все­го лишь один храм. Это знаменитый Новый (Воз­несенский) собор, единственный пятиглавый храм города (все остальные – одноглавые), соору­жённый во второй поло­вине XIX века. Теперь в Камышине - пять православных церквей.

А больше до самых советских вре­мён церквей в нашем городе не строили. Была, правда, попыт­ка перестроить малень­кую кладбищенскую Ни­кольскую церковь. Для этого в 1909 году архитек­тор Петропавловский даже разработал ориги­нальный проект. Но пока собирали средства на строительство нового храма, началась Первая мировая война. В конце XIX века в городе было семь православных церквей (включая 2 домовые) и пять церковно-приходских школ. В Камышинском уезде действовали два православных монастыря.

Затем пришли большевики – и храмы стали не нужны.

В годы владычества безбожной советской власти в Камышине, как и по всей стране, нача­лось варварское ис­требление храмов и мо­настырей. Все церков­ные сооружения в на­шем городе исчезли с лица земли. Только лишь кладбищенская Никольская церковь ча­стично уцелела. Прав­да, незадолго до Второй мировой войны совдеповцы разрушили её вы­сокую колокольню, а в самой церкви устроили склад. Горожан, ушед­ших из жизни, привози­ли на кладбище уже без покаяния и отпевания.

Никольский храм был закрыт в 1933 году. Более десяти лет здесь размещался хозяйственный склад.

Вот что писала тогда одна из газет: «Камышин – городишко плохонький, относительно Москвы, Питера или, скажем, Саратова. В архитектурном плане он ничего особенного собой не представлял. Но его панораму очень украшали пять православных храмов.  К началу войны только израненная и униженная Никольская церковка оставалась в городе островком былого архитектурного великолепия. Да Бог с ней, с архитектурой, духовности в Камышине не осталось. На смену христианской пришла духовность «ша­риковых» и «швондеров». Затем грянула война. В сорок втором году в камышинском небе вместо   золотых православных  появились чёрные кресты Третьего рейха. И когда немецкие самолёты начали бомбить город, многие камышане вспомнили о Боге. Но бежать молиться в храм возмож­ности не было, потому что не существовало храмов».

Вспомнил о Боге и сам товарищ Сталин. Первый раз Иосиф Виссарионо­вич не на шутку испугался в октябре сорок первого, когда было понятно, что Москве и Питеру при­шёл конец. Тогда он при­звал к себе владыку Сергия, и Русская Пра­вославная Церковь при­няла активное участие в деле победы над вра­гом. Сталин разрешил всё: и крестный ход вок­руг осаждённых горо­дов, и облёт боевых по­зиций на самолёте с чу­дотворной иконой на борту, и многое другое. Духовенство обрати­лось к верующим с просьбой о сборе по­жертвований на воен­ную технику. Священ­нослужители вдохнов­ляли своих привержен­цев на битву за Родину, призывали «положить живот свой за други своя». Сталин всё оце­нил, и в 1943 году он дал-таки «вольную» Русской Православной Церкви. Ей возвращались некото­рые храмы, монастыри. Было разрешено более активное, чем прежде, богослужение.

Но храмов осталось мало. В Камышине - только один.

В сорок четвёртом на Западе союзники от­крыли второй фронт, на Востоке наши очищали от немцев Украину и Бе­лоруссию. А в Камыши­не… не только ковали по­беду, но и возрождали храм. Разрешение на его открытие по ходатайству верующих Совнарком дал ещё 24 марта. Но ка­ково было претворить в жизнь это решение, ве­дают только Бог и ма­ленькая группа камы­шан – подвижников.

В сорок четвёртом Илье Никитину было уже 76 лет. Неожиданно его вызвали в горсовет, где, как он пишет, «…секре­тарь горисполкома Пётр Павлович Петров объяв­ляет мне, что вызвал меня по делу открытия церкви в Камышине. При этом прочитал мне рас­поряжение Правитель­ства…». Илья Николаевич отказывался. Ведь он стар, не­мощен, болен ревматиз­мом, а кругом война, го­лод, дефицит стройма­териалов. К тому же люди боятся открыто ис­поведовать религию, от­чего и помогать не захо­тят. Однако именно кан­дидатура Никитина уст­раивала горсовет.

Сам Илья Николае­вич горячо желал откры­тия в нашем городе цер­кви. Но трудно было неимо­верно. Епархиальное уп­равление в Саратове только ещё создавалось и особой помощи ока­зать не могло. Денег на строительство не было. Необходимые для офи­циального создания об­щины 20 человек никак не набирались. Священ­нослужителей не было. Не было даже кружки для пожертвований. Церковную утварь и об­лачения для священников тоже предстояло где-то найти. Икон и бо­гослужебных книг не было. Рабочих найти – проблема. Строймате­риалы отсылать ещё сложнее. Но главное – храм. Здание Никольс­кой церкви выглядело безнадёжно. Штукатур­ка почти везде обруши­лась, обнажив кирпич­ную кладку колонн и стен. Колокольня вооб­ще снесена. Её слома­ли еще до войны. Крес­тов на маковках не было. Все окна без стё­кол. Кровля проржаве­ла.

Но ещё более жуткую картину представлял со­бой интерьер храма. Там-полнейшие разор и запу­стение. Всё загажено и осквернено. Стены го­лые. Живописные фрески церковного ку­пола испорчены. Изре­шечена пулями художе­ственная роспись. Осо­бенно пострадала кар­тина перенесения мо­щей святителя Николая Чудотворца.

В церкви находилось около 300 бочек с хлор­ной известью, некоторые из них были перевёрну­ты, содержимое рассы­пано по полу. Кругом па­утина, затхлость, летали воробьи, гулял ветер. Не было ни алтаря в храме, ни престола, ни иконос­таса. Отчаяние и горечь. И тогда Никитин ре­шил, что это Сам Гос­подь выбрал его, немощ­ного старика, осилить святое дело. И он, что называется, засучил ру­кава.

Собрали общину, оформили документы. Исполком помогал всем, что было в его си­лах. Народ жертвовал деньги, но только в го­роде. В районе соби­рать пожертвования не разрешалось. Главными помощни­ками Ильи Николаеви­ча стали Владимир Сальников и Сергей Осипов – тоже престарелые, но весьма активные люди, которые и в строительстве разбира­лись, и своими руками много чего умели.

Иконостас делали из фанеры: другого матери­ала в военное время было не достать. Испол­ком отпустил полтонны мела и тонну извёстки. За побелку община за­платила 8 000 рублей, за фанеру – 12 000. На 26 000 рублей накупили свечей. Машин и лоша­дей не было – все строй­материалы таскали на себе. Подрядчики не­охотно соглашались идти на строительство какой-то там церкви. Оп­лату рабочие просили водкой или наличными, но чтоб без налога. Ник­то не хотел продавать общине материалы. Цены для церкви устано­вили выше обычного. Приходилось разъяс­нять и подрядчикам, и торговцам, что всё это делается с разрешения правительства.

Иконы, хоругви и церковную утварь соби­рали по всему району.

Ездили в Николаевку и Рыбинку. Нашли и обла­чение для священников. Наконец 5 августа при­ехал священнослужи­тель. Первое богослужение совершил священник  Александр Любимов 13 октября 1944г.

Отношения общины и отца Александра Лю­бимова не сложились. Сначала батюшку по ка­ким-то причинам долго не утверждали в Ста­линграде. Потом отец Александр начал дей­ствовать самостоятель­но, не считаясь с общи­ной. Поползли разные слухи, всякая клевета. Верующие приняли сто­рону настоятеля, и про­тив общины начались интриги. Господь им всем судья, ведь всё это человеческое. А что до духовного, то 13 октяб­ря, накануне праздника Покрова Пресвятой Бо­городицы, в обновлен­ном Никольском храме впервые состоялось бо­гослужение. Официаль­ное же освящение цер­кви произошло лишь 30 декабря 1944 года. 

В Новый, победный год Камышин вступил с действующим храмом…

На рубеже 50-60-х го­дов здесь служил диако­ном легендарный отец Всеволод Васильцев, ставший позднее одним из иерархов Русской Православной Церкви, а именно архиеписко­пом Кировоградским и Александрийским Васи­лием.

С 1965 по 2000 годы успешно руководил при­ходом протоиерей Иоанн Матвиенко. Построить колокольню стало возможно только в 1980 году. Всего за два месяца была возведена трёхъярусная колокольня, и лишь осенью 1984 г. из Москвы получено разрешение осуществлять колокольный звон. На  Пасху 1985 года, впервые  за много лет, над городом раздался праздничный перезвон, к радости всех православных камышан.

Сегодня бывшая кладбищенская церковь, самая маленькая в доре­волюционном Камыши­не, стала кафедральным собором города. Её на­стоятелем является сам владыка Герман, митро­полит Волгоградский и Камышинский. А руководит всеми делами прихода старший священник собора протоиерей Алексий Кузнецов.

Отец Алексий - известный и уважаемый в Камышине человек. Он пользуется доверием и авторитетом не только у верующих людей, но и у представителей местной светской общественности, а также у городского руководства.

Никольский приход сегодня ведет активную просветительскую и душепопечительскую деятельность. При соборе действуют воскресная детская школа, воскресная школа для взрослых, а также собрана и открыта для всех прекрасная православная библиотека.

Приход духовно окормляет заключённых местных учреждений системы исполнения наказаний. Стараниями отца Алексия создана православная часовня во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Первой городской больнице, был построен храм Димитрия Московского и Угличского в детской исправительной колонии.

По камышинским улицам вновь, как и в прежние века, проходят крестные ходы. Это результат прочного взаимопонимания между духовенством и городским руководством. Старший священник собора традиционно бывает на всех важных светских мероприятиях города.

В 2001 году в Камышине появилась традиция: в день памяти небесного покровителя города (прежде Дмитриевска), великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября  отмечать "именины города". Этот святой изначально почитался в Дмитриевском стрелецком полку, прибывшем в город ещё в 1697 году и давшем городу имя – Дмитриевск. Городской праздник во славу Димитрия Солунского – результат совместной плодотворной деятельности руководства города и местного духовенства.

1 октября 2007 года при Никольском кафедральном соборе г. Камышина по благословению Правящего Архиерея и по инициативе старшего священника Никольского собора иерея Алексия Кузнецова начал свою работу Семейный центр мастерства и ремёсел, которым руководит Народный мастер России Елена Ивановна Вернидубова. Здесь занимаются педагоги детско-юношеского центра, училища искусств, городского детского приюта, работники культуры сельских клубных учреждений Камышинского района.

Приход сотрудничает со скаутским отрядом «Феникс» (руководитель - Виктор Васильевич Бородин), а также окормляет воспитанников ФКУ "Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области" (начальник – полковник внутренней службы Игорь Юрьевич Буров) и ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Камышинский детский дом» (директор - Ирина Львовна Бурова).

С октября 2009 года по благословению Правящего Архиерея при Никольском соборе действует Консультационный центр «Школа Новых Отношений». В Центре проводятся индивидуальные консультации, лекционные встречи, организация групп взаимопомощи и семинары-тренинги. Руководит Центром специалист по проблемам зависимости и созависимости Ольга Дмитриевна Бессонова. Цель деятельности Центра – предложить помощь всем, кто сталкивается с проблемами во внутренней жизни, в отношениях с близкими, в семье, на работе, в своём окружении. Встречи проводятся в помещении библиотеки Никольского собора 6 раз в месяц. При Центре действует библиотека специальных изданий по тематике встреч.

С сентября 2011 года при Консультационном центре действует Общество Анонимных Алкоголиков, работу которого курирует Юрий Николаевич Щербинин.

При храме существует небольшой некрополь, где находятся могилы священнослужителей, а также старинные надгробия со старого городского кладбища, разорённого в советские времена.

Община Никольского собора организует паломнические поездки по святым местам России.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Местная религиозная организация православный Приход храма Никольский кафедральный собор г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический адрес: 403873 г.Камышин Волгоградской области, ул.Буденного , 4

тел. (84457) 4-77-15

Действуем на основании устава в лице ст. священника  протоиерея Алексия Кузнецова